Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Действующее законодательство позволяет организовывать
обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных
организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения
образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных
представителей).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная
организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и
образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями
обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и
воспитания является заключение Ялтинской территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии (ЯТПМПК) или Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
Прохождение ЦПМПК (ЯТПМПК) и предоставление заключения в образовательную
организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей).
При предоставлении заключения ЦПМПК (ЯТПМПК) родителями (законными
представителями) в образовательную организацию создание специальных условий
обучения является обязательным.
К специальным условиям обучения относятся:
·
Использование адаптированных основных
общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с
учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение
возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного
плана.
·
Использование специальных методов обучения и
воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и
внеучебной работы.
·
Использование специальных учебников и специальных
учебных пособий, дидактических материалов.
·
Использование специальных технических и средств
обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
·
Предоставление услуг ассистента (помощника) или
тьютора.
·
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,
проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
·
Обеспечение доступа в здание образовательного
учреждения.
Все перечисленные условия должны способствовать
получению образования определенного уровня и определенной направленности,
социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы
инклюзивного образования.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
включает:
·
Наличие в штатном расписании специалистов
(учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог,
тьютор).
·
Проведение комплексной диагностики особых
потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
·
Разработка индивидуального образовательного
маршрута(ИОМ)
·
Реализация мероприятий (проведение коррекционных
занятий) в соответствии с ИОМ
·
Отслеживание динамики развития ребенка.
·
Консультирование специалистами педагогов и родителей,
оказание методической помощи.
·
Анализ эффективности работы команды специалистов.
·
Психологическая поддержка всех участников
образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
·
Основанием для организации обучения на дому является
медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения —
право родителя!
Данные условия не могут быть реализованы в полной мере из-за
отсутствия педагогических специалистов.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий,
приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья – НЕТ
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека не укомплектована специальными
адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на
флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). Нет специализированных рабочих мест в читальном зале.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития личности обучающихся в процессе
обучения и воспитания созданы необходимые условия. Школа располагает следующими
средствами обучения и воспитания, требующимися для решения образовательных
задач:
• средства учебного, учебно-методического
обеспечения образовательного процесса;
• материальные средства (библиотека, в т.ч.
электронные образовательные ресурсы, приборы, компьютеры, оборудование, включая
спортивное оборудование и инвентарь, другое техническое и материальное
оснащение);
• коммуникативные средства
(информационно-телекоммуникационные сети, официальный сайт и социальные сети,
аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и т.д.);
• охрана здоровья обучающихся обеспечивается на
основании концепции здоровьесбережения обучающихся.
Воспитательная деятельность является
неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В МБОУ «Гурзуфская СШ»
организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию
оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у обучающихся
социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и предпрофессиональной
культуры:
- обеспечены меры по защите законных прав и
интересов детей
- ведется работа по предотвращению
правонарушений
- внедрена программа здоровье сбережения
студентов, в рамках которой проводятся мероприятия по профилактике различного
рода зависимостей, заболеваний.
Работа с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
Классы на первом этаже, библиотека, помещение
для питания и медицинский кабинет адаптированы для без барьерного передвижения
для инвалидов и ОВЗ.
В воспитательной деятельности при планировании
мероприятий учитывается необходимость вовлечения детей с инвалидностью и ОВЗ
без выделения их в обособленную группу.
Ведется работа по созданию толерантной
социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и предпрофессиональной
позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и
сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и
культурные различия.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения доступа в здание
образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ, при входе в здание
установлен пандус, а также имеется расширенный дверной проём, при необходимости
данному лицу будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в
полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Льготное питание
осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Классные
руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже.
Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с
подачей воды и средствами для мытья рук, а также дезинфицирующих средств.
Специальные условия охраны здоровья
Здание МБОУ «Гурзуфская СШ» оснащено противопожарной
сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми
табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в
школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и
инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
Организовано психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий
(в случае длительной болезни и не возможности очного посещения образовательного
учреждения, по рекомендации медицинской организации).
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть
предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Гурзуфская СШ»» и с другими
сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для
слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена:-электронной
почтой; -электронным журналом/ дневником;-выходом в
Интернет;-функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет
доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья вкомпьютерном классе, а также планируется оснащение сетью Wi-Fi,
для возможности подключения в любой точке Школы.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет
вШколе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в
образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры) интерактивные панели, электронная доска, наборы образовательной робототехники, квадрокоптеры и тд.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающимся,
только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству
Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному
процессу.
Электронные ресурсы:
Электронный дневник – https://gurzufschool.eljur.ru
Учи.ру
Яндекс-учебник
Официальный информационный портал ЕГЭ