Что такое Управляющий совет?
Управляющие советы – это одна из моделей государственно-общественного
характера управления школой.
Когда школой управляют только представители официальной «властной
вертикали» – учредители школы, члены школьной администрации во главе с
директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ),
характер управления можно обозначить как «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители
общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более
демократический государственно-общественный характер управления.
Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в
ст.2 Законе РФ «Об образовании», это является важным принципом
государственной политики в области образования. Поэтому идея создания
управляющих советов, в которых есть и представители государственного,
профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор
школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и
уважаемые граждане) – не что иное, как шаг к практической реализации
этого принципа.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления,
отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников
образовательного процесса – учащихся (ученические комитеты, советы
старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и
классов), педагогов (педагогические и методические советы), управляющий совет
является общешкольным внутренним органом управления школой
(органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в
управлении школой – возможность влиять на положение дел, доступ к принятию
важных и ответственных управленческих решений.
Положение об управляющем совете
Для чего нужен школьный управляющий совет?
Каждое утро наши дети – и миллионы других российских детей – идут в школу.
В школе проходит очень большая часть их жизни – их чему-то учат, им ставят оценки,
их водят на экскурсии, рассаживают по партам; их жизнь, включая уроки, питание,
медицинское обслуживание и т.п., как-то организована. Школа каким-то образом
оборудуется, ремонтируется, финансируется, управляется – и всё это
непосредственно влияет, в конечном итоге, на то, что происходит с нашими
детьми.
Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда
и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы, – то
есть мамы, папы, бабушки и дедушки, работники вузов и работодатели, шефы
и помощники школы и т.д., – можем повлиять на то, как устроена жизнь
и учеба наших детей в школе?
В сегодняшней привычной модели массовой российской школы «не можем», «не знаем», «не имеем права», «не наш вопрос» и т.п. Если
ребенку в школе скверно, остается жаловаться начальству, что мало эффективно, или
уходить в другую школу. Но какие гарантии, что «другая школа» будет лучше, чем
«эта»? Гарантий нет. А наши права там будут иными, чем здесь? Да,
вроде, нет. Будут теми же самыми, то есть никакими.
Но вовсе не обязательно, что так должно быть всегда и везде. Есть школы,
где отношения родителей с директором и учителями складываются в другой системе
управления школой. В этой новой системе – и пока, увы, для нас очень
непривычной – наряду с привычными фигурами директора, завуча, появляется
новый внутришкольный орган власти – управляющий совет. В
управляющий совет входят как представители государства, так и представители
родительской, ученической, местной общественности.
Участвуя в работе такого совета, вы сможете принять решения о более
благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников
профилей обучения и части школьной программы, вы сможете влиять на
распределение школьных денег и на перспективу развития вашей школы.
Конечно, управляющий совет не призван заменить директора, завучей и
учителей школы – он должен их конструктивно дополнить. Управляющий совет
школы – это коллегиальный орган государственно-общественного
управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического
управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее
сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др.,. С
другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников
образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам
жизни школы. Все представителя этих участников входят в состав совета для
совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно будут
«услышаны».
На протяжении всей этой работы управляющие, наделяемые необходимыми правами
и властными полномочиями, принимают конкретные решения, выполняемые всем
«школьным населением».
Уже сегодня школьный управляющий совет может создаваться и работать, – если
есть общее понимание его необходимости у родителей, руководства школы,
учредителя.
Что и как управляющий совет может улучшить
в работе школы?
Во-первых, УС может помочь учителям и директору
школы узнать мнение родителей школьников о том, как школа
должна учить, воспитывать, развивать детей, услышать пожелания
семьи к школе и учителям. Родителям же УС поможет понять, что ожидает их детей
в школе этом году, через 3 года, узнать возможности школы и ее
перспективы.
Как это можно сделать? Проще всего конечно,
побеседовать с родителями, встретиться с членами родительских комитетов школы и
классов. А может быть, члены УС составят простые опросные листы (анкеты);
отвечая на них, родители школьников расскажут о своих пожеланиях и
потребностях. Но это только полдела. Труднее всего договориться, как
школе учесть мнение семьи.
Здесь родителям важно понимать, что школа – не всемогуща, обязана выполнять
обязательные государственные требования и нормы (например, государственный
стандарт, базисный учебный план). Поэтому она не может и не должна
выполнять все и любые пожелания родителей.
Что-то можно поправить уже в этом году, на что-то пока нет ресурсов. Но
если вместе составить программу улучшений в школе и наметить поэтапный план
совместных усилий, но наверняка постепенно найдутся и ресурсы, и новые силы.
Во-вторых, УС может улучшить условия жизни детей
в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни.
Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность
школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные
занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов школьного
совета.
Как это можно сделать? Прежде всего,
руководство школы должно обстоятельно рассказать и показать УС в каких
условиях работает школа сегодня, что мешает ей быть такой безопасной и уютной,
теплой и доброжелательной, как хотелось бы. Внимательно, не спеша, изучив
положение школы и поняв трудности, можно наметить пути улучшения школьной жизни
и вместе со школьной администрацией начать шаг за шагом проводить их в жизнь.
В-третьих, школьный совет может повлиять на обучение детей,
ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы,
а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах
определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе этой
школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут
изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на
каких условиях можно получить и т.д.
Как это можно сделать? Об этом
подробнее говорится в разделе сайта «Основные направления работы УС.
В-четвертых, Совет «дает добро» на введение в
действие программы развития школы – документа, в котором ясно и четко
показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от
сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить все
стороны школьной жизни, без единого исключения.
Как это можно сделать? Для начала
нужно познакомиться с предлагаемой педагогическим коллективом программой
развития, точнее – ее проектом, посмотреть ее основные направления, включиться
вместе с учителями в работу над программой (или в ее разработку с азов, если в
вашей школе такая программа пока отсутствует). Тогда право на согласование
программы, данное школьному совету, будет использовано с наибольшей отдачей.
Подробно смотрите раздел сайта «Основные направления работы УС – Будущее школы:
Программа развития»
В-пятых, Совет может улучшить положение дел в
таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое
обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств, а также наиболее
рациональное расходование бюджетных средств.
Как это можно сделать? Прежде всего,
общественные управляющие должны понять, как финансируется школа, откуда и в
каких объемах она получает средства. После этого начинается кропотливая работа
по поиску новых источников финансирования школы и путей разумного и
экономного расходования средств. О ней вы подробно ознакомитесь в
специальном разделе сайта «Основные направления работы УС.
Так чем же УС может помочь в улучшении работы школы?
Он может:
1.
Помочь прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы.
2.
Помочь улучшить условия школьной жизни.
3.
Помочь улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс.
4.
Помочь определить пути развития школы.
5.
Помочь найти ресурсы и средства для этого развития.
А конкретные ответы на эти вопросы, ответы, относящиеся именно к Вашей
школе, мы уверены, Вы найдете сами…
Состав Управляющего совета МБОУ «Гурзуфская СШ» на 2021-2022 учебный год
Работники школы
Обучающиеся
МЕСТО РАБОТЫ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
Управляющий совет – орган управления школой, наличие и присутствие которого
в школе должно быть каким-то образом обозначено для других участников школьного
сообщества.
Управляющий совет должен иметь рабочее место в школе. Это место,
предназначенное для его заседаний, может быть и не стоит выделять особо. Его
можно совместить с методическим кабинетом или кабинетом, в котором школа
традиционно проводит педагогические советы и рабочие совещания трудового
коллектива.
Управляющий совет должен иметь место для размещения своей
информации. Свой раздел на общешкольном информационном стенде или
специальный стенд в месте, доступном для посетителей школы. Если школа имеет
собственный web-сайт в локальной (местной) или глобальной сети Интернет,
там тоже может появиться специальный раздел, например, имеющий название
«Информация управляющего совета школы….».
Информация о работе управляющего совета, которую необходимо довести до
сведения школьного сообщества, может быть следующего содержания:
· Имена председателя, секретаря
управляющего совета, председателей комиссий и временных рабочих групп
(возможно, полный списочный состав управляющего совета).
· Место и время плановых
заседаний управляющего совета.
· Повестка очередного заседания
управляющего совета.
· Решения последнего заседания
управляющего совета.
· Информация о промежуточных и
итоговых результатах работы комиссий и временных рабочих групп (если будут
принято решение об их публикации).
· Режим работы общественной
«приемной управляющего совета» (если таковая появится вашей школе).
· Приемные дни председателя и
секретаря управляющего совета.
· Приемные дни председателей
комиссий и временных рабочих групп (если решение о необходимости этого принял
управляющий совет).
· Вопросы, вынесенные управляющим
советом на обсуждение в школьном сообществе.
· Годовой отчет о деятельности
управляющего совета.
ДОКУМЕНТАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
Управляющий совет должен иметь собственную документацию,
которая обеспечивает его работу и отражает состояние его деятельности.
В перечне документов управляющего совета должны быть:
· Извлечения из устава школы,
касающиеся ее Управляющего совета;
· Положение об управляющем
совете.
· Список членов управляющего
совета и их координаты.
· Список комиссий управляющего
совета и их полномочий.
· График заседаний управляющего
совета на текущий год.
· Протоколы заседаний
управляющего совета.
· Решения управляющего совета
· План работы управляющего совета
· Протоколы заседаний комиссий и
временных рабочих групп.
· Годовые отчеты о деятельности
управляющего совета, его комиссий и временных рабочих групп.
На заседании управляющего совета секретарь совета ведет протокол. После
оформления протокол и решения совета подписываются председательствующим и
секретарем управляющего совета, которые несут ответственность за правильность
составления протокола. Оформленный протокол и решения совета секретарь
рассылает всем школьным управляющим. (Срок, в течение которого оформляются и
рассылаются эти документы управляющего совета, определяется в уставе или иных
локальных актах школы).
В протоколе заседания управляющего совета
указываются:
- место и время его проведения;
- фамилия, имя, отчество, присутствующих на заседании;
- повестка дня заседания;
- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
- принятые решения.
За ведение документации управляющего совета и ее хранение несут
ответственность председатель и секретарь совета.
Решения и протоколы заседаний управляющего совета хранятся в
общеобразовательном учреждении. Они должны
быть доступны для ознакомления всем участникам образовательного процесса данной
школы. Чтобы облегчить процесс ознакомления, целесообразно помещать решения
управляющего совета на информационном стенде.
Поскольку управляющий совет – орган школы, документация его может быть
включена в общую номенклатуру школьных дел. В этом случае было бы удобнее,
чтобы секретарь делопроизводитель школы являлся также и секретарем управляющего
совета. Секретаря-делопроизводителя школы можно ввести в управляющий совет
путем кооптации.