Русский язык 1Б

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной рабочей программы
начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
1. Федеральный уровень:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
1.2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
1.3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
1.4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
https://base.garant.ru/75093644/.
1.5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01 2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». https://base.garant.ru/400274954/.
1.6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
18.03.2022 протокол №1/22. (Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
https://fgosreestr.ru).
1.7. Примерные рабочие программы начального общего образования (по всем предметам
обязательной части учебного плана) https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm.
1.8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 «Об
утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования». https://base.garant.ru/74626876/.
2.
Региональный уровень:
2.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым».
2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
11.06.2021 №1018 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в
общеобразовательных организациях Республики Крым».
2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
10.12.2021 №1951 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по методическому
сопровождению введения в образовательный процесс новых федеральных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования на 2022 год».
2.4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
18.05.2022 №2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год».
3.1. Учебный план МБОУ «Гурзуфская СШ» на 2022/2023 учебный год, утвержденный
приказом № 225/1 от 31.08.2022 г.
3.2. Положение о рабочей программе МБОУ Гурзуфская СШ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его
изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык
как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию
из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное
знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие
умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя
свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми
личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на
протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и
письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития
всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского
литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного
общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным
предметом «Литературное чтение».
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 165 часов в год (5 часов в
неделю) согласно Учебному плану МБОУ «Гурзуфская СШ» на 2022/2023 учебный год,
утвержденному приказом № 225/1 от 31.08.2022 г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий
на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;

понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка:

аудированием, говорением, чтением, письмом;

овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие
функциональной
грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовнонравственного воспитания:
духовно-нравственного воспитания

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;


бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:

сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала; - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;


согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; —
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе
с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

вычленять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и
гласный звук [и]); – различать ударные и безударные гласные звуки;

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); –
различать понятия «звук» и «буква»;

определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без
стечения согласных); определять в слове ударный слог; – обозначать на письме мягкость
согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв
русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы,
соединения букв, слова;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных);

перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»);

гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов,
тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать прослушанный
текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год
2022 год — Год народного искусства и нематериального культурного наследия России;
2022 год — 350-летие со дня рождения Петра I;
2023 год — Год педагога и наставника
1 сентября
День знаний
День окончания Второй мировой войны День солидарности в борьбе с
3 сентября
терроризмом
7 сентября
210 лет со дня Бородинского сражения
8 сентября
Международный день распространения грамотности
165 лет со дня рождения русского ученого, писаля Константин Эдуардовича
17 сентября
Циолковского (1857-1935)
27 сентября День работника дошкольного образования
Международный день пожилых людей
1 октября
Международный день музыки
5 октября
День учителя
16 октября
День отца в России

25 октября
4 ноября
8 ноября
20 ноября
27 ноября
30 ноября
3 декабря
5 декабря
8 декабря
9 декабря
12 декабря
25 декабря
25 января
27 января
2 февраля
8 февраля
15 февраля
21 февраля
23 февраля
3 марта
8 марта
18 марта
27 марта
12 апреля
19 апреля
22 апреля
27 апреля
1 мая
9 мая
19 мая
24 мая
l июня
6 июня
12 июня
22 июня
27 июня
8 июля
30 июля
12 августа
22 августа
23 августа

Международный день школьных библиотек
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России
День начала Нюрнбергского процесса
День матери в России
День Государственного. Герба Российской Федерации
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтера) в России
Международный день художника
День Героев Отечества
День Конституции Российской Федерации
День принятия Федеральных конструкционных законов о Государственных
символах Российской Федерации
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста
80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской
Германии в 1943 году в Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Международный день родного языка
День защитника Отечества
200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного
спутника Земли
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
Всемирный день Земли
День российского парламентаризма
Праздник Весны и Труда
День Победы
День детских общественных организаций России
День славянской письменности и культуры
День защиты детей
День русского языка
День России
День памяти и скорби
День Молодежи
День семьи, любви и верности
День Военно-морского флота
День физкультурника
День государственного флага Российской Федерации
80 лет со дня победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском
в 1943 году

27 августа

День российского кино
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение грамоте (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное
чтение»)
Развитие речи 8 часов
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение 5 часов
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Распространение предложения.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением
слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. Осознание
единства звукового состава слова и его значения.
Фонетика 27 часов
Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. Определение частотного звука в
стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустикоартикуляционным признакам звуков.
Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми
моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной
модели.
Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и
согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных.
Ударный слог.
Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение
твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости – мягкости согласных
звуков. Дифференциация парных по звонкости – глухости звуков (без введения терминов
«звонкость», «глухость»).
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных
звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные
случаи)
Графика (изучается параллельно с разделом «Чтение»)
Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и буквы. Буквы, обозначающие
гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Овладение слоговым принципом русской
графики. Буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков.
Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука
и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. Функции букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Разные способы обозначения буквами звука [й’]. Функция букв ь и ъ. Знакомство с русским
алфавитом как последовательностью букв.
Чтение (70 часов)
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и
выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Письмо (70 часов)

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение
гигиенических требований, которые необходимо соблюдать во время письма. Анализ начертаний
письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа
обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Овладение начертанием письменных
прописных строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса
Орфография и пунктуация (изучается параллельно с письмом).
Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща,
чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички
животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце
предложения
Систематический курс (50 ч)
Общие сведения о языке (1 ч., далее продолжается изучение во всех разделах курса).
Язык как основное средство человеческого общения. Осознание целей и ситуаций общения.
Фонетика (4 ч)
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные
и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные
звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги
(простые случаи, без стечения согласных).
Графика (4 ч.)
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков
буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование
алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия (изучается во всех разделах курса).
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Лексика и морфология (12 ч)
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис (5 ч)
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в
предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора
форм слов.
Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение:
 раздельное написание слов в предложении;



прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и
фамилиях людей, кличках животных;
 перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
 гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща,
чу, щу;
 сочетания чк, чн;
 слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
 знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки.
Усвоение алгоритма списывания текста.
Развитие речи (10 ч)
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Ситуации устного
общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
2.
Итого

Разделы
Обучение грамоте
Систематический курс

Кол-во часов
100 ч
65 ч
165ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итого

Разделы
Письмо
Развитие речи
Слово и предложение
Фонетика
Графика
Орфография и пунктуация
Лексика и морфология

Кол-во часов
70 ч
18 ч
5ч
27 ч
4ч
14 ч
27 ч
165ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Кол-во
часов
Тема урока

Дата
проведения
урока

ЭОР

По
По
плану факту

Обучение грамоте 100 ч
http://windows.edu/ru

1.

Работа
с
серией
сюжетных
картинок. Пропись. Ориентировка
на странице прописей

2.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Отработка алгоритма действий на
странице прописей

3.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Проведение параллельных линий

4.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Горизонтальные и вертикальные
линии

5.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Наклонные и прямые линии

6.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Наклонные и волнистые линии

7.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Письмо полуовалов

8.

Составление рассказов (устно) по
собственным наблюдениям, по
сюжетным картинкам на разные темы.
Письмо овалов

1

12.09

9.

Выполнение графического задания при
работе с рисунками

1

13.09

1

01.09
http://schoolcollektion.edu/ru

1

02.09

http://fcior.edu.ru
1

05.09

http://eor.edu.ru
1

06.09

http://katalog.iot.ru/
1

1

1

07.09

08.09

09.09

http://www.nachalka.com/
biblioteka

http://www.metodkabinet.
eu/

http://catalog.iot.ru

http://www.school.edu.ru

10.

Различение слова и предложения.
Линии сложной конфигурации

1

14.09

11.

Письмо строчной и заглавной букв А, а

1

15.09

http://windows.edu/ru

12.

Закрепление зрительного образа
строчной и заглавной букв А, а

1

16.09

http://schoolcollektion.edu/ru

13.

Письмо строчной и заглавной букв О, о

1

19.09

http://fcior.edu.ru

14.

Закрепление зрительного образа
строчной и заглавной букв О, о

1

20.09

15.

Письмо строчной и заглавной букв И, и

1

21.09

http://katalog.iot.ru/

16.

Закрепление зрительного образа
строчной и заглавной букв И, и

1

22.09

http://www.nachalka.com/
biblioteka

1

23.09

http://www.metodkabinet.
eu/

17.

Письмо строчной буквы ы

http://www.edu.ru

http://eor.edu.ru

18.

Дифференциация зрительного образа
букв ы-и

1

26.09

19.

Письмо слов с изученными буквами

1

27.09

http://www.school.edu.ru

20.

Письмо строчной и заглавной букв У, у

1

28.09

http://www.edu.ru

21.

Закрепление зрительного образа
строчной и заглавной букв У, у

1

29.09

1

30.09

22.

Письмо строчной и заглавной букв Н, н

http://catalog.iot.ru

http://windows.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru

23.

Письмо слов и предложений с буквами
Н, н

1

03.10

24.

Письмо строчной и заглавной букв С, с

1

04.10

25.

Письмо слов и предложений с буквами
С, с

1

05.10

26.

Письмо строчной и заглавной букв К,
к

1

06.10

http://www.nachalka.com/
biblioteka

27.

Письмо слов и предложений с буквами
К, к

1

07.10

http://www.metodkabinet.
eu/

28.

Письмо строчной и заглавной букв Т, т

1

10.10

http://catalog.iot.ru

29.

Письмо слов и предложений с буквами
Т, т

1

11.10

30.

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

1

12.10

31.

Письмо слов и предложений с буквами
Л, л

1

13.10

1

14.10

1

17.10

32.
33.

Письмо строчной и заглавной букв Р, р
Письмо слов и предложений с буквами
Р, р

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://windows.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru

34.

Письмо строчной и заглавной букв В, в

1

18.10

35.

Письмо слов и предложений с буквами
В, в

1

19.10

1

20.10

http://www.nachalka.com/
biblioteka

36.

Письмо строчной и заглавной букв Е, е

http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

37.

Письмо слов и предложений с буквами
Е, е

1

21.10

http://www.metodkabinet.
eu/

38.

Письмо строчной и заглавной букв П, п

1

24.10

http://catalog.iot.ru

39.

Письмо слов и предложений с буквами
П, п

1

25.10

40.

Письмо строчной и заглавной букв М,
м

1

26.10

41.

Письмо слов и предложений с буквами
М, м

1

27.10

http://schoolcollektion.edu/ru

42.

Письмо строчной и заглавной букв З, з

1

28.10

http://fcior.edu.ru

43.

Письмо слов и предложений с буквами
З, з

1

07.10

44.

Письмо слов и предложений с буквами
С, с - З, з

1

08.11

1

09.11

http://www.nachalka.com/
biblioteka
http://www.metodkabinet.
eu/

45.

Письмо строчной и заглавной букв Б, б

http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru

http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

46.

Письмо слов и предложений с буквами
Б, б

1

10.11

47.

Письмо слов и предложений с буквами
П, п - Б, б

1

11.11

48.

Списывание слов, предложений с
изученными буквами

1

14.11

49.

Письмо строчной и заглавной букв Д, д

1

15.11

50.

Письмо слов и предложений с буквами
Д, д

1

16.11

51.

Письмо слов и предложений с буквами
Т, т - Д, д

1

17.11

http://schoolcollektion.edu/ru

52.

Письмо строчной буквы я

1

18.11

http://fcior.edu.ru

53.

Письмо заглавной буквы Я

1

21.11

http://eor.edu.ru

54.

Письмо слов и предложений с буквами
Я, я

1

22.11

1

23.11

http://www.nachalka.com/
biblioteka

1

24.11

http://www.metodkabinet.
eu/

55.
56.

Дифференциация букв а - я на письме
Письмо строчной и заглавной букв Г, г

http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru

http://windows.edu/ru

http://katalog.iot.ru/

57.

Письмо слов и предложений с буквами
Г, г

1

25.11

58.

Письмо слов и предложений с буквами
К, к - Г, г

1

28.11

59.

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч

1

29.11

http://windows.edu/ru

60.

Письмо слов и предложений с буквами
Ч, ч

1

30.11

http://schoolcollektion.edu/ru

61.

Правописание сочетаний ча - чу

1

01.12

http://fcior.edu.ru

62.

Письмо буквы ь

1

02.12

http://eor.edu.ru

63.

Письмо слов и предложений с буквой ь

1

05.12

http://katalog.iot.ru/

1

06.12

http://www.nachalka.com/
biblioteka
http://www.metodkabinet.
eu/

64.

Использование буквы ь при письме

http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru

65.

Письмо строчной и заглавной букв Ш,
ш

1

07.12

66.

Письмо слов и предложений с буквами
Ш, ш

1

08.12

67.

Правописание сочетания ши

1

09.12

68.

Письмо строчной и заглавной букв Ж,
ж

1

12.12

69.

Письмо слов и предложений с буквами
Ж, ж

1

13.12

http://schoolcollektion.edu/ru

70.

Правописание сочетания жи

1

14.12

http://fcior.edu.ru

71.

Правописание сочетаний жи-ши

1

15.12

http://eor.edu.ru

72.

Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё

1

16.12

http://katalog.iot.ru/

73.

Письмо слов и предложений с буквами
Ё, ё

1

19.12

http://www.nachalka.com/
biblioteka

1

20.12

http://www.metodkabinet.
eu/

74.

Правописание сочетаний ча-чу, жи-ши

75.

Правописание слов и
предложений с сочетаниями ча-чу, жиши

1

21.12

76.

Письмо букв Й, й

1

22.12

77.

Письмо слов и предложений с буквами
Й, й

1

23.12

1

26.12

78.

Письмо строчной и заглавной букв Х, х

http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru

http://catalog.iot.ru

79.

Письмо слов и предложений с буквами
Х,х

1

27.12

80.

Закрепление написания слов и
предложений с

1

28.12

http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

изученными буквами
81.
82.

Письмо строчной буквы ю
Письмо заглавной буквы Ю

1

29.12

http://katalog.iot.ru/

1

30.12

http://www.nachalka.com/
biblioteka

83.

Письмо слов и предложений с буквами
Ю, ю

1

09.01

http://www.metodkabinet.
eu/

84.

Дифференциация букв у - ю на письме

1

10.01

http://catalog.iot.ru

85.

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц

1

11.01

http://www.school.edu.ru

86.

Письмо слов и предложений с буквами
Ц, ц

1

12.01

1

13.01

87.

Письмо строчной и заглавной букв Э, э

http://windows.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru

88.

Письмо слов и предложений с буквами
Э, э

1

16.01

89.

Письмо строчной и заглавной букв Щ,
щ

1

17.01

90.

Письмо слов и предложений с буквами
Щ, щ

1

18.01

91.

Дифференциация букв ц - ч -щ на
письме

1

19.01

http://www.nachalka.com/
biblioteka

92.

Письмо слов, предложений с буквами ц
-ч-щ

1

20.01

http://www.metodkabinet.
eu/

93.

Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу

1

23.01

http://catalog.iot.ru

94.

Правописание сочетаний жи- ши, ча ща, чу - щу

1

24.01

95.

Письмо строчной и заглавной букв Ф,
ф

1

25.01

96.

Письмо слов и предложений с буквами
Ф, ф

1

26.01

http://schoolcollektion.edu/ru

97.

Дифференциация букв в - ф на письме

1

27.01

http://fcior.edu.ru

98.

Письмо буквы ъ

1

30.01

http://eor.edu.ru

99.

Дифференциация букв ь - ъ на письме

1

31.01

http://katalog.iot.ru/

100.

Написание слов, предложений с
буквами ь, ъ

1

01.02

http://www.nachalka.com/
biblioteka

101.

Закрепление написания всех
русского алфавита

1

02.02

http://www.metodkabinet.
eu/

102.

Преобразование печатного шрифта в
письменный. Списывание

1

03.02

103.

Упражнения по выработке
каллиграфически правильного письма

1

06.02

букв

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru

http://catalog.iot.ru

http://www.school.edu.ru

104.
105.

Письмо слов с сочетаниями чк, чн, чт
Правописание слов с буквами е, ё, ю, я

1

07.02

http://windows.edu/ru

1

08.02

http://schoolcollektion.edu/ru

106.

Дифференциация букв о - ё, у - ю, а - я,
э - е на письме

1

09.02

107.

Правописание заглавной буквы в
словах и предложениях

1

10.02

108.

Работа с деформированным
предложением

1

13.02

1

14.02

http://www.nachalka.com/
biblioteka
http://www.metodkabinet.
eu/

109.

Работа с текстом

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

110.

Закрепление написания слов,
предложений с изученными буквами

1

15.02

111.

Наша речь. Её значение в жизни людей.
Язык и речь

1

16.02

112.

Текст и предложение

1

17.02

113.

Знаки препинания в конце
предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки

1

27.02

114.

Диалог. Осознание ситуации общения:
с какой целью, с кем и где происходит
общение

1

28.02

115.

Речевой этикет: слова приветствия,
прощания, извинения

1

01.03

116.

Слово, предложение. Установление
связи слов в предложении при помощи
смысловых вопросов

1

02.03

117.

Слово как единиц языка и речи

1

03.03

http://katalog.iot.ru/

1

06.03

http://www.nachalka.com/
biblioteka

118.

Слово и слог. Деление слова на слоги

http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru

http://schoolcollektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

119.

Перенос слов (простые случаи, без
стечения согласных)

1

07.03

http://www.metodkabinet.
eu/

120.

Слово как название предмета.

1

09.03

http://catalog.iot.ru

121.

Слова, отвечающие на вопросы "кто?",
"что?"

1

10.03

122.

Слово как название признака предмета

1

13.03

http://windows.edu/ru

123.

Слова, отвечающие на вопросы
"какой?", "какая?", "какое?", "какие?"

1

14.03

http://schoolcollektion.edu/ru

124.

Речевая ситуация: обсуждение
интересов и преодоление конфликтов

1

15.03

125.

Слово как название действия предмета

1

16.03

http://www.school.edu.ru

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

126.

Слова, отвечающие на вопросы "что
делать?", "что сделать?"

1

17.03

127.

Речевой этикет: ситуация знакомства.
Вежливые слова

1

27.03

http://www.nachalka.com/
biblioteka

1

28.03

http://www.metodkabinet.
eu/

128.

Слово, его значение

129.

Роль слова в речи. Определение
значения слова

1

29.03

130.

Выявление слов, значение которых
требует уточнения

1

30.03

131.

Работа со словарём. Уточнение
значения слова с помощью толкового
словаря.

1

31.03

132.

Речевая ситуация: использование
интонации при общении

1

03.04

133.

Восстановление деформированных
предложений

1

04.04

134.

Списывание текста

1

05.04

135.

Звуки речи. Гласные и согласные
звуки, их различение. Ударение в слове

1

06.04

1

07.04

136.

Гласные ударные и безударные

http://katalog.iot.ru/

http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru

http://schoolcollektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/
http://www.nachalka.com/
biblioteka

137.

Наблюдение над единообразным
написанием буквы безударного
гласного звука в одинаковой части
(корне) однокоренных слова

1

10.04

138.

Написание непроверяемой буквы
безударного гласного звука в словах.
Работа с орфографическим словарём

1

11.04

139.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и
буквы их обозначающие

1

12.04

140.

Буквы е, ё, ю, я в слове. Их функция

1

13.04

http://windows.edu/ru

141.

Буква Ь как показатель мягкости
согласного звука

1

14.04

http://schoolcollektion.edu/ru

142.

Согласные звуки и буквы,
обозначающие согласные звуки

1

18.04

143.

Звонкие и глухие согласные звуки, их
различение. Согласный звук [й'] и
гласный звук [и]

1

19.04

144.

Парные и непарные по глухостизвонкости согласные звуки на конце
слов

1

20.04

http://www.metodkabinet.
eu/

http://catalog.iot.ru

http://www.school.edu.ru

http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru

http://katalog.iot.ru/

145.

Правописание слов с буквой парного
по глухостизвонкости на конце слова

1

24.04

146.

Речевая ситуация: поздравление и
вручение подарка

1

25.04

147.

Шипящие согласные звуки [ж], [ш],
[ч'], [щ']

1

26.04

148.

Правило правописания сочетания чкчн, чт, щн

1

27.04

149.

Орфоэпические нормы произношения
слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн

1

28.04

150.

Речевая ситуация: уточнение значения
незнакомых слов

1

02.05

151.

Отработка правил правописания
сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

1

03.05

152.

Закрепление правил правописания
сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

1

04.04

153.

Русский алфавит: правильное название
букв, знание их последовательности.
Использование алфавита для работы со
словарём.

1

05.05

154.

Заглавная буква в именах, отчествах,
фамилиях людей, в географических
названиях

1

10.05

http://www.nachalka.com/
biblioteka

155.

Правило правописания заглавной
буквы в именах, отчествах, фамилиях
людей, в географических названиях

1

11.05

http://www.metodkabinet.
eu/

156.

Знакомство со словами, близкими по
значению

1

12.05

157.

Повторение слов, отвечающих на
вопросы "кто?", "что?"

1

15.05

158.

Повторение слов, отвечающих на
вопросы "какой?", "какая?", "какое?",
"какие?"

1

16.05

159.

Повторение слов, отвечающих на
вопросы "что делать?", "что сделать?"

1

17.05

160.

Составление предложения из набора
форм слов. Работа с
деформированными предложениями

1

18.05

161.

Повторение знаний о тексте и
предложении

1

19.05

162.

Составление краткого рассказа по
сюжетным картинкам и наблюдениям

1

22.05

http://www.nachalka.com/
biblioteka
http://www.metodkabinet.
eu/
http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru
http://schoolcollektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

http://catalog.iot.ru
http://www.school.edu.ru
http://windows.edu/ru

http://schoolcollektion.edu/ru
http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru
http://katalog.iot.ru/

163.

Промежуточная аттестация в форме

1

23.05

http://www.nachalka.com/
biblioteka

164.

Закрепление правописания орфограмм,
изученных в 1 классе

1

24.05

http://www.metodkabinet.
eu/

165.

Итоговая работа за 1 класс

1

25.05

http://catalog.iot.ru

ИТОГО

165


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».