ФУТБОЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУРЗУФСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей естественнонаучных предметов,
технологии и
физкультуры
МБОУ «Гурзуфская СШ»
____________
Дегтярева А.Е.
Протокол № 4
от «30» августа 2022 г.

«Согласованно»
Зам. директора по УВР
МБОУ «Гурзуфская СШ»
________________
Мачулина Л. А.
«31» августа 2022 г

«Утверждено»
Директор
МБОУ «Гурзуфская СШ »
__________________
Проскурин О.И.
Приказ № 225/1
от «31» августа 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Секции «Футбол»
Направленность: спортивная
Возраст детей: 10-12 лет
Уровень обучения по программе: базовый

Составитель: Папин Сергей Николаевич
Учитель физической культуры первой категории

Гурзуф 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Футбол по праву считается самым массовым и популярным видом спорта. Размеры
футбольного поля и особенности игры представляют к её участникам повышенные
требования в плане двигательной активности, проявляющейся в различных формах
перемещений (ходьба, равномерный бег, ускорения, рывки с изменением направления,
прыжки). Специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары,
ведение, остановки, отбор, финты, ввод из-за боковой линии и приёмы техники игры
вратаря.
Спортсмен-футболист должен по всем показателям соответствовать требованиям
сегодняшнего дня: быть физически подготовленным, в совершенстве владеть
техническими приемами, уметь взаимодействовать с партнерами по звеньям, проявлять
тактическую смекалку, наносить точные удары по воротам. Именно от этих основных
компонентов в первую очередь и зависит мастерство игрока. Футболист – это в своем роде
актер, который должен сыграть свою игру на определенную тему, но в условиях
преодоления сопротивления соперника, исходя из ситуации, которая меняется чуть ли не
каждую секунду.
Большое значение имеет влияние, которое оказывает занятия футболом на рост и развитие
мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание
нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных
возможностей нервной системы. В футболе постоянно изменяется игровая ситуация.
Действовать приходится в зависимости от ситуации, не по определенным программам.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных
навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических
задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе
простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных
действий, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных
параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Нормативно-правовые акты об образовании
Рабочая программа дополнительного образования
«Футбол» составлена на
основании нормативно-правовых документов:
Федеральные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и
дополнениями от 20.11.2020);
4. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
утверждённого
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и
дополнениями от 23.12.2020);

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск
учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых
для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения,
необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из
прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях,
критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также
норматива стоимости одного места обучающегося указанными средствами обучения и
воспитания».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г.
№03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».
Региональные документы
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в
Республике Крым».
2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
07.06.2017 №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и
образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных
организациях Республики Крым» (в ред. приказа от 16.11.2017 № 2909).
3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
20.04.2021 № 1503/01-14 об особенностях формирования учебных планов
образовательных организаций на 2022-2023 учебный год.
4. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
21.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных
организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на
2021/2023 учебный год».
5. Основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ «Гурзуфская СШ», приказ № 225/1 от «31» августа 2022 г
6. Учебный план МБОУ «Гурзуфская СШ» на 2022/2023 учебный год,
утвержденный приказ № 225/1 от «31» августа 2022 г
7. Положение о рабочей программе МБОУ «Гурзуфская СШ»
Программа кружка рассчитана на один год (102 часа), 3 часа в неделю, на детей 1012 лет.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы по футболу :
физкультурно – спортивная.
Актуальность. дополнительной общеразвивающей программы физкультурно спортивной направленности по футболу заключается в том, что у взрослого и детского

населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели
критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным
привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к
здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в
нашей стране.
Новизна программы в её социальной направленности. Программа предоставляет
возможности детям, достигшим 10-12 летнего возраста, но не получившим ранее практики
занятий футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень
физической подготовки приобщиться к активным занятиям футболом, укрепить здоровье,
получить социальную практику общения в детском коллективе.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы по
футболу: укрепление здоровья и закаливание организма подростков, формирование
личности, ориентированной на общечеловеческие ценности (спорт, здоровье, красота)
посредством комплекса всесторонней физической подготовки и систематическими
занятиями футболом.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа обучит детей пониманию того, что успех в футболе невозможен без
систематических тренировок. Научить их тренироваться, правильно выполнять все
упражнения. Выполнение этих условий позволит, во-первых, эффективно учить детей
основам техники футбола, и, во-вторых, добиваться хороших результатов в
соревнованиях, проводимых на всех уровнях за счёт умений точно и в нужное время
применять игровые приёмы, а не только физической готовности игроков.
Адресат общеразвивающей программы. Дополнительная общеобразовательная
программа «Футбол» предназначена для детей в возрасте 10-12 лет, с основной группой
здоровья.
Объем и срок исполнения общеразвивающей программы составляет 102 часа в
год.
Уровень программы: базовый.
Формы обучения: очная форма обучения.
Особенности организации образовательного процесса: программа предусматривает
тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, техникотактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля), определяет
последовательность изложения программного материала по этапам обучения и
соответствия его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем
учебно- тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки,
объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня
физической и технико-тактической подготовленности.
Продолжительность обучения 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Планируются следующие достижения обучающимися:
- на первом уровне – освоение основ игры в футбол, приобретение социального опыта
(общение с одноклассниками, другими сверстниками, взрослыми);

- на втором уровне – приобретение соревновательного опыта, умений разрешать
конфликтные ситуации, формирование лидерских качеств, социальных позиций быть
победителем и побежденным;
- на третьем уровне – формирование ценностных ориентиров приобщения к здоровому
образу жизни, организации своего и товарищей содержательного нравственно-здорового
досуга, выработка потребности в интеллектуальных играх, в частности игре в шахматы.
Система отслеживания достижения результатов – системное наблюдение индивидуальных
достижений.
Система оценивания – безотметочное обучение с использованием системы словесной
мотивации и поощрения.
Подведение итогов реализации образовательной программы – активное участие на
занятиях, позитивные результаты в футбольных турнирах в школе, участие в
соревнованиях по футболу на районном уровне.
Виды занятий: тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с
учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях.
По типу организации взаимодействия педагогов с обучающимися при реализации
программы используются личностно-ориентированные технологии, технологии
сотрудничества.
Реализация программы предполагает использование здоровьесберегающих
технологий. Здоровьесберегающая деятельность реализуется через создание безопасных
материально-технических условий, включением динамических пауз, периодической
смены деятельности обучающихся; контролем соблюдения обучающимися правил
безопасности на футбольном поле; через создание благоприятного психологического
климата в тренировочной группе в целом.
Режим занятий: длительность одного занятия 2 академических часа, периодичность
занятий 2 раза в неделю.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: занятий являются: приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков

для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и
гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех
периодах жизни; воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести
здоровый образ жизни; развивать физические качества, необходимые для овладения игрой
мини – футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной
направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимся
умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия,
обеспечение разносторонней физической подготовки.
Цель дополнительной общеразвивающей программы по футболу: укрепление здоровья и
закаливание организма подростков, формирование личности, ориентированной на
общечеловеческие ценности (спорт, здоровье, красота) посредством комплекса
всесторонней физической подготовки и систематическими занятиями футболом.
Задачи:
Обучающие:
•
изучение основ техники и тактики игры в футбол;
•
ознакомление учащихся со строением и функционированием организма человека,
влияние на деятельность организма занятий физической культурой и спортом;
•
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
•
знакомство с основными этапами становления российского футбола, историей
развития физической культуры и спорта.

Развивающие:
•
развитие интеллекта, мыслительных процессов, двигательных способностей;
•
содействие развитию познавательных качеств личности;
•
развитие таких качеств, как: внимание, быстрота, реакция, быстрота мышления,
выносливость, сила, гибкость, ловкость.
Воспитательные:
•
воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортом, в частности
футболом, формирование у подростков навыков ответственного отношения к своему
здоровью и здорового образа жизни;
•
воспитание у учащихся трудолюбия, упорства в достижении желаемых
результатов, чувства товарищества, дисциплинированности, настойчивость и упорство,
решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и
самообладание.
Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней
подготовки юных футболистов. Эта форма работы охватывает всех желающих заниматься
спортом. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах является тем
фундаментом, на котором в дальнейшем, строится подготовка спортсменов высокой
квалификации.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
Снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся,
сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде.
Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и
краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков
игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
раздела,
темы

Наименование разделов и
тем

Всего
часов

1

Техническая подготовка

38

Различные способы
перемещения

теория

практика

2

1

1

Удары по мячу ногой

8

2

6

Удары по мячу головой

4

1

3

Прием (остановка) мячей

6

1

5

Ведение мяча

8

2

6

Обманные движения
(финты)

2

2

Отбор мяча

2

2

Комплексное выполнение
технических приемов

6

6

Тактическая подготовка

12

3

9

Тактика игры в атаке

4

1

3

Тактика игры в обороне

4

1

3

Тактика игры вратаря

4

1

3

3.

Общая физическая
подготовка

6

6

4.

Специальная физическая
подготовка

4

4

6.

Игровая подготовка

8

8

Итого:

68

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Теоретическая подготовка
МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТ В РОССИИ
Массовые виды спорта, их развитие в Российской Федерации.
Физическая культура в системе образования. Единая всероссийская спортивная
классификация и ее значение для развития спорта в России. Разрядные нормы и
требования по футболу. Международное спортивное движение. Олимпийские игры.
Российские спортсмены в борьбе за завоевание мирового первенства.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История
возникновения футбола в России и развитие его. Всероссийские соревнования по
футболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных
соревнованиях (Чемпионат и Кубок Европы, Кубок мира, Олимпийские игры).
Всероссийские и международные юношеские соревнования. Современный футбол и пути
его дальнейшего развития. Федерация футбола России, ФИФА, УЕФА. Лучшие
российские команды, тренеры и игроки.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ. ЗАКАЛИВАНИЕ. РЕЖИМ И
ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА.
ГИГИЕНА: Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами,
ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур
(умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиенические основы режима труда,
отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного
спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу.
ЗАКАЛИВАНИЕ: Его значение для повышения работоспособности человека и
увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; роль закаливания в
занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания, средства закаливания и методика
их применения в занятиях футболом. Использование естественных природных сил
(солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.
ПИТАНИЕ: Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие об основном
обмене, энергетических тратах при различных физических нагрузках, восстановлении
белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов. Понятие о калорийности и
усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от
объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований.
Влияние физических упражнений на организм. Строение и функции организма
человека.
Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение.
Строение и функции различных систем организма человека. Ведущая роль центральной и
периферической нервных систем в управлении работой мышц.
Влияние физических упражнений на организм юных футболистов, совершенствование
функций мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем при выполнении
физических упражнений и, особенно, занятиях футболом.
Динамика различных функциональных систем в многолетней подготовке футболистов.
Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Правила игры в футбол. Права и обязанности футболистов и тренеров. Права и
обязанности капитана команды. Обязанности судей. Характеристика действий судьи и его
помощников в игре. Выбор позиции судьей в различных игровых ситуациях. Замечания,
предупреждения и удаление футболистов с поля. Воспитательная роль судьи. Место и
значение соревновательных игр в подготовке футболистов и формировании команды.
Требования к организации и проведению соревнований. Регламент соревнований.
Разновидности и системы соревнований: чемпионат и первенство. Системы розыгрыша:
круговая, с выбыванием, смешанная.
Календарь игр, заявки и иные документы, необходимые для проведения соревнований.
Порядок назначения судей. Оформление хода и результатов соревнований.
Техника безопасности при занятиях футболом
Соблюдение правил техники безопасности.
Эти правила подразделяются на три раздела:
- контроль здоровья обучающихся;
- правила поведения на занятиях и соревнованиях;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Контроль здоровья обучающихся При занятиях футболом обучающиеся обязаны на
начало учебного года предоставить справку от врача. В справке врач должен указать, что
подросток практически здоров и может заниматься футболом. Тренер обязан проверить
справку. Обучающиеся проходят медицинский осмотр не менее 1 раза в год. В случае если
обучающийся проигнорировал требования по медицинскому контролю, он должен быть
предупреждён тренером о возможном отстранении от занятий. Тренировки под личную
ответственность родителей (законных представителей) не допускаются.
После перенесенных заболеваний обучающиеся допускаются к тренировочным занятиям
только по справкам врача.
В местах проведения занятий должны находиться аптечки, укомплектованные
медикаментами, необходимыми для оказания первой доврачебной помощи.
Персонал и педагог дополнительного образования должны располагать адресом и
телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская
помощь.
Правила поведения на занятиях и соревнованиях
Правила поведения на занятиях и соревнованиях регламентируются инструкциями по
технике безопасности для занятий футболом.
Запрещается обучающимся находится на футбольном поле или в спортивном зале без
тренера. Обучающиеся должны быть отмечены в день посещения занятий в журнале.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
В целях сохранения здоровья, профилактики возможных заболеваний, особое внимание
уделяется соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Санитарно-гигиенические нормы отражены в Санитарно-эпидемиологических правилах и
нормах Сан ПиН 2.4.4.3172-14.
Систематическое несоблюдение установленных правил может быть основанием для
прекращения занятий в школе.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения: команды для управления строем.
Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи,
плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением.
Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с
гантелями, штангой, с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами.
Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты.
Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием,
сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с
преодолением полосы препятствий.
Лёгкоатлетические упражнения: бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м. Кроссы от 300 м. до
1000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-миниутный бег; прыжки в длину и
высоту с места и с разбега, многоскоки, пятикратный прыжок с места; метание мяча.
Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол (по упрощённым правилам).
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м из различных
исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег
прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на
дистанцию 50-100 м (15-20 мин с макс. скоростью, 10-15 м медленно и т.д.)
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с
изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10,
4х5,4х10,2х15 и т.п., выполнение элементов техники в быстром темпе, бег с «тенью».

Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15м) на перехват или отбивание высоко летящего
мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений с последующей ловлей
или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами, штанга для подростков весом
40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Прыжки на одной
ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см) с последующим прыжком вверх.
Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча
на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук в лучезапястных
суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и
броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя партнёрами с разных сторон), из
упора лёжа — хлопки ладонями, прыжки в сторону с толканием двумя ногами,
приставными шагами и с отягощением.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный бег, кроссы с изменением скорости.
Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с
обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом большой интенсивностью, тренировочные игры с
увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнение ударов по воротам с минимальным
интервалом 3-5 игроками.
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч
головой, руками, ногой, тоже самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад,
в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными
движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко повешенный мяч
руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо» с места,
с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с разбега.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными: результатами изучения курса спортивная мастерская «Мини-футбол»
являются:
Ученик научится:
Индивидуальной технике и тактике игры в мини-футбол
• повышать мотивацию к изучению потребности играть в футбол
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих;
давать себе установку на здоровый образ жизни.
Ученик получит возможность научиться:
развивать любознательность и сообразительность;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности;
формировать внутреннюю позицию учащегося на уровне положительного отношения к
внеурочной деятельности;
реализовать установку на ЗОЖ в реальном поведении и поступках.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее
реализации;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и
учета характера сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнений учебных заданий с
использованием дополнительной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные
Ученик научится:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером.
Задачи, которые необходимо решать, для того чтобы процесс начальной подготовки юных
футболистов был эффективным:
1. Сохранить и приумножить любовь детей к футболу, с которой они пришли в
футбольную школу. Убедить их в том, что занятия футболом могут развивать все
необходимые для будущей жизни качества и способности человека.
2. Сделать детей патриотами футбола, футбольного клуба или футбольной школы.
3. Сформировать у детей уважительное отношение к руководству школы, тренерам.
Показать им, как много делает руководство школы чтобы дети могли тренироваться и
играть в самых хороших условиях.
4. Систематически вести воспитательную работу, следить, чтобы футболисты учились
хорошо в общеобразовательных школах.

5. Наладить сотрудничество с родителями, для активного привлечения детей к занятиям
футболом.
6. Научить детей основам техники футбола, особенно технике остановок и передач мяча,
ведений и обводки, ударов по воротам, обманным движениям (финтам). Эти приёмы во
всех странах называют «языком футбола», и без хорошей остановки мяча и
своевременных пасов не может быть хороших футболистов.
7. Работать над укреплением здоровья, развитием общей физической подготовленности, и
особенно таких важных для футбола качеств, как координация, быстрота реагирования и
быстрота передвижений.
8. Обучить детей пониманию того, что футбол – это командная игра, и поэтому они
должны научиться подчинять свои индивидуальные интересы и действия на поле
интересам и действиям группы игроков и команды в целом, сохранив при этом любые
проявления индивидуальности детей.
9. Обучит детей пониманию того, что успех в футболе невозможен без систематических
тренировок. Научить их тренироваться, правильно выполнять все упражнения.
Выполнение этих условий позволит, во-первых, эффективно учить детей основам техники
футбола, и, во-вторых, добиваться хороших результатов в соревнованиях, проводимых на
всех уровнях за счёт умений точно и в нужное время применять игровые приёмы, а не
только физической готовности игроков.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø

Календарный учебный график
количество учебных недель – 34
количество учебных дней – 68
дата начала и окончания занятий – 01.09.2022 – 26.05.2023
количество часов в неделю – 3
всего часов – 102
Организационно-педагогические условия реализации программы
Ø
материально-технические условия

Для реализации содержания программы педагогу необходимо иметь как минимум:
- учителю – спортивный зал, футзальные мячи, конусы, ворота, свисток, секундомер,
компьютер, проектор, принтер, ксерокс для подготовки различного материала.
- обучающимся – спортивная форма, спортивная обувь и огромное желание играть в
футбол. .
демонстрационная доска с магнитными шашками.
Технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска, проектор.
Формы аттестации
1. Контрольные испытания (тестирование) по общей физической подготовке учащихся по
учебным нормативам.
2. Учёт результатов участия в соревнованиях по календарю спортивно-массовых
мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров пгт. Гурзуф.
3. Учёт личностных достижений учащихся на соревнованиях различного уровня.

(«Нормативные требования для спортивно-оздоровительных групп»)
(возраст 10-11 лет)
«5»

«4»

(возраст 12 лет)
Показатели в
баллах
«3»
«5»
«4» «3»

5,3
60,0
160

6,0
65,0
155

6,3
70,0
140

5,1
59,0
170

5,3
60,0
160

6,0
65,0
155

6,4

7,0

8,0

6,2

6,4

7,0

13

11

9

14

13

6

4

3

7

6

Упражнения
ОФП:
1. бег 30м (сек.)
2. бег 300м(сек.)
3. прыжки в длину с
места(см.)
СФП:
4. бег 30м с ведением
мяча (сек.)
5. Вбрасывание мяча
на дальность (м.)
Техническая
подготовка:

10

Возраст
(лет)
10-11

Количество
упражнений
7

Сумма баллов

12

9

27

4

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога, учащихся и родителей
1. Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н.
Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.
2. Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.
3. Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
4. Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных
играх. Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
5. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.
6. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А.
Сучилина. М.: ФиС, 1983. - 254 с.
7. Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
8. Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский
спорт, 2008.- 264 стр.
9. Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: ТерраСпорт,2000.- 86 стр.(Библиотечка тренера)

Электронные ресурсы для педагога

1.
2.
3.
4.

https://ru.wikipedia.org – Википедия свободная энциклопедия.
minsport.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта РФ.
http://минобрнауки.рф/ Министерство образования и науки РФ
http://www.rfs.ru/ Российский футбольный союз.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Кол-во
часов

Тема урока

«Футбол»
1.

Инструктаж по технике безопасности на
занятиях по мини-футболу. Ведение
мяча

1,5

2.

Обучение ведению мяча внутренней
стороной подъема

1,5

3.

Обучение ведению мяча внешней
стороной подъема

1,5

4.

Обучение ведению мяча подошвой

1,5

5.

Обучение ведению мяча с разной
скоростью

1,5

6.

Ведение мяча с мгновенной сменой
направлений

1,5

7.

Ведение мяча с обводкой стоек

1,5

8.

Ведение мяча с применением обманных
движений

1,5

9.

Ведение мяча с последующим ударом в
цель

1,5

10.

Ведение мяча после остановок разными
способами

1,5

11.

Совершенствование навыков ведения
мяча

1,5

12.

Совершенствование навыков ведения
мяча

1,5

13.

Совершенствование навыков ведения

1,5

Дата
проведения
урока
По
По
плану факту

Примечание

мяча
14.

Обучение остановке мяча внутренней
частью стопы

1,5

15.

Обучение остановке мяча внешней
стороной стопы

1,5

16.

Совершенствование остановки мяча
внешней стороной стопы

1,5

17.

Совершенствование остановки мяча
внешней стороной стопы

1,5

18.

Обучение остановке мяча подошвой

1,5

19.

Обучение остановке мяча подошвой

1,5

20.

Совершенствование остановки мяча
подошвой

1,5

21.

Совершенствование остановки мяча
подошвой

1,5

22.

Обучение остановке мяча стопой

1,5

23.

Совершенствование остановки мяча
стопой

1,5

24.

Совершенствование остановки мяча
стопой

1,5

25.

Обучение остановке мяча бедром

1,5

26.

Обучение остановке мяча грудью

1,5

27.

Обучение остановке мяча головой

1,5

28.

Остановка мяча, катящегося по газону с
разной скоростью и под разными углами
по отношению к игроку – подошвой и
разными частями стопы

1,5

29.

Совершенствование навыков остановки
мяча

1,5

30.

Совершенствование навыков остановки
мяча

1,5

31.

Совершенствование навыков остановки
мяча

1,5

32.

Обучение коротким передачам мяча

1,5

33.

Обучение коротким передачам мяча

1,5

34.

Обучение средним передачам мяча

1,5

35.

Обучение средним передачам мяча

1,5

40.

Обучение длинным передачам мяча

1,5

41.

Обучение длинным передачам мяча

1,5

42.

Передачи мяча, выполняемые разными
частями стопы

1,5

43.

Передачи мяча, выполняемые разными
частями стопы

1,5

44.

Обучение передачам мяча головой

1,5

45.

Передачи неподвижного мяча

1,5

46.

Передачи движущегося мяча

1,5

47.

Совершенствование навыков передачи
мяча

1,5

48.

Совершенствование навыков передачи
мяча

1,5

49.

Совершенствование навыков передачи
мяча

1,5

50.

Обучение ударам по мячу внутренней
частью стопы

1,5

51.

Обучение ударам по мячу внутренней
частью стопы

1,5

52.

Обучение ударам по мячу внешней
частью стопы

1,5

53.

Обучение ударам по мячу внешней
частью стопы

1,5

54.

Обучение ударам по мячу с высокого
подъема

1,5

55.

Обучение ударам по мячу с высокого
подъема

1,5

56.

Совершенствование навыка удара по
мячу внутренней частью стопы

1,5

57.

Совершенствование навыка удара по
мячу внутренней частью стопы

1,5

58.

Совершенствование навыка удара по
мячу внешней частью стопы

1,5

59.

Совершенствование навыка удара по
мячу внешней частью стопы

1,5

60.

Совершенствование навыка удара по
мячу с высокого подъема

1,5

61.

Совершенствование навыка удара по
мячу с высокого подъема

1,5

62.

Удары по мячу после прямолинейного
бега

1,5

63.

Удары по мячу после прямолинейного
бега

1,5

64.

Удары по мячу после зигзагообразного
бега (стойки, барьеры)

1,5

65.

Удары по мячу после имитации
сопротивления партнера

1,5

66.

Удары по мячу после имитации
сопротивления партнера

1,5

67.

Игра по правилам футбола

1,5

68.

Игра по правилам футбола

1,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».