Школьный театр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУРЗУФСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных
классов
МБОУ «Гурзуфская СШ»
____________
Остапец С.Ф.
Протокол № 4 от 29
августа 2022г.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР

«Утверждено»
Директор
МБОУ «Гурзуфская СШ»

МБОУ «Гурзуфская СШ»
_________________
Мачулина Л.А.

__________________
Проскурин О.И.

«31» августа 2022 г.

Приказ № 225/1 от «31»
августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Составитель: Полозюк Ольга Сергеевна, учитель начальных классов

1

Гурзуф 2022г
Дополнительная образовательная общеразвивающая рабочая программа «Школьный
театр» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральные документы
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации ( с изменениями на 31.07.2020)
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития РФ на период до 2024 года»
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России
до 2030 года»
5. Национальный проект «Образование»- ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№16)
6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года ,утверждена распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р
7. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №091672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
https://base.garant.ru/75093644/.
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01 2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». https://base.garant.ru/400274954/.
14. Приказ Министерства просвещения РФ от 23.08.2021 года № 590 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям
обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения №3 к государственной
программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8
2

приложения №27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие
образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению
общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного
места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
Региональные документы
2.1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым».
2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
11.06.2021 №1018 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в
общеобразовательных организациях Республики Крым».
2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
10.12.2021 №1951 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по методическому
сопровождению введения в образовательный процесс новых федеральных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования на 2022 год».
2.4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
18.05.2022 №2017/01-14 «Методические рекомендации по формированию учебных планов
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год».
2.5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций
Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный
год».
3. Основная Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гурзуфская
СШ».
4. Учебный план МБОУ «Гурзуфская СШ» на 2022/2023 учебный год, утвержденный приказом
№ 225/1 от 31.08.2022 г.
5. Положение о рабочей программе МБОУ Гурзуфская СШ»

Пояснительная записка
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как
приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к школьным событиям?
Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут
участвовать и ребята, и учителя? И как в это же самое время раскрыть творческий
потенциал ребенка? В этом незаменимым помощником выступает дополнительное
образование.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми
обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для
полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы
позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к
общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность
в познании и творчестве.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости,
заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению
– это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать
театрализованная деятельность.
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его
таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение.
3

Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному
воздействию –сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом.
Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их
кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи,
умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется
запросом
со
стороны
детей
и
их
родителей
на
программы
художественного развития школьников. Дополнительной общеобразовательной
программы «Дети России» не ставит перед собой задачи воспитания
профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а ориентирована на всестороннее
развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на
психологических особенностях развития детей.
Педагогическая целесообразность.
Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания,
которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Современная
театральная педагогика выделяет порядка тридцати элементов актерского
мастерства. Данная программа рассматривает в первую очередь: сценическое
внимание, сценическое воображение и фантазию, мышечную свободу,
эмоциональную память, сценическое действие, актерскую смелость.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие
личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения,
формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа
над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. На занятиях предоставляется
возможность утвердиться, раскрыть свой творческий потенциал.
Новизна данной программы в том, что в ней сконцентрированы различные
виды занятий. Единство речи, игры и движения – универсальное средство
эмоционального и физического развития, нравственного и художественного
воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Детский театр
рассматривается не только как средство достижения некоего художественного
результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным
искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес,
пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию
и сопереживанию.
Цель программы: всестороннее развитие личности подростка средствами
театрального искусства, воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.
Задачи:
4

Образовательные:
-сформировать знания о природе театра;
-сформировать основы актерского мастерства;
-сформировать правильное произношение звуков, дикцию, интонационную
выразительность речи;
-сформировать коммуникативные навыки;
Развивающие:
-развивать и совершенствовать творческие способности;
-совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие, умение согласовывать
свои действия с партнерами.
Воспитательные:
-привить любовь к сценическому искусству;
-воспитать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками;
-воспитать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими
действиями;
-воспитание гражданственности посредством изучения народных традиций через
репертуар.
Программа рассчитана на 1 год занятий с детьми среднего школьного возраста:
10-12 лет.
Занятия проходят 3 раза в неделю – занятия длятся по 1 часу. В год это
составляет 102 часа.
В группе первого года обучения – 20 воспитанников.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 1
учебный год.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результаты определяются по 3 уровням: личностные, метапредметные и
предметные.
Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности,
приобретённых учащимися, в образовательном процессе:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии;
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
бесконфликтное
поведение, стремление прислушиваться к мнению группы;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных действий,
обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу
умения учиться:
- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; проявлять
5

индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов,
подборе простейших рифм.
- воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать
собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты – это освоенный учащимися в ходе изучения
дополнительной
общеобразовательной
программы
опыт
специфической
деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и
применению:
- обучающиеся научатся: получат общие знания о театральном искусстве,
театральной культуре; получат сведения о театральных профессиях; развивать
речевое дыхание и правильную артикуляцию, работать с голосом; основам
актёрского мастерства; выполнять и сочинять этюды и упражнения; умению
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение) вербально и невербально.
Формы контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
• промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
• итоговый – спектакли.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
чтение
и
анализ
художественных
произведений,
сценариев
театральных постановок, пьес, этюдов;
- просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей произведений;
- анализ своей деятельности по результатам выступлений;
- выпуск красочных афиш, изготовление декораций, пригласительных билетов,
театральных реквизитов костюмов, масок;
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
В
соответствии
с
утвержденной
Рабочей
программой
воспитания
МБОУ «Гурзуфская СШ» использовать в ходе проведения уроков следующие мероприятия
календарного плана воспитательной работы на 2022 – 2023 учебный год, утвержденный
Министерством просвещения Российской Федерации 10.07.2022г №ДГ-120/06 ВН
Календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год
2022 год — Год народного искусства и нематериального культурного наследия России;
6

2022 год — 350-летие со дня рождения Петра I;
2023 год — Год педагога и наставника
1 сентября
3 сентября
7 сентября
8 сентября
17 сентября
27 сентября
1 октября
5 октября
16 октября
25 октября
4 ноября
8 ноября
20 ноября
27 ноября
30 ноября
3 декабря
5 декабря
8 декабря
9 декабря
12 декабря
25 декабря
25 января
27 января
2 февраля
8 февраля
15 февраля
21 февраля
23 февраля
3 марта
8 марта
18 марта
27 марта
12 апреля
19 апреля

День знаний
День окончания Второй мировой войны День солидарности в борьбе с
терроризмом
210 лет со дня Бородинского сражения
Международный день распространения грамотности
165 лет со дня рождения русского ученого, писаля Константин Эдуардовича
Циолковского (1857-1935)
День работника дошкольного образования
Международный день пожилых людей
Международный день музыки
День учителя
День отца в России
Международный день школьных библиотек
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России
День начала Нюрнбергского процесса
День матери в России
День Государственного. Герба Российской Федерации
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтера) в России
Международный день художника
День Героев Отечества
День Конституции Российской Федерации
День принятия Федеральных конструкционных законов о Государственных
символах Российской Федерации
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста
80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской
Германии в 1943 году в Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества
Международный день родного языка
День защитника Отечества
200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного
спутника Земли
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
7

22 апреля
27 апреля
1 мая
9 мая
19 мая
24 мая
l июня
6 июня
12 июня
22 июня
27 июня
8 июля
30 июля
12 августа
22 августа
23 августа
27 августа

Великой Отечественной войны
Всемирный день Земли
День российского парламентаризма
Праздник Весны и Труда
День Победы
День детских общественных организаций России
День славянской письменности и культуры
День защиты детей
День русского языка
День России
День памяти и скорби
День Молодежи
День семьи, любви и верности
День Военно-морского флота
День физкультурника
День государственного флага Российской Федерации
80 лет со дня победы советских войск над немецкой армией в битве под
Курском в 1943 году
День российского кино
Содержание программы

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Вводное занятие. Театр как вид искусства. Специфика театра. Специфика актерского искусства
(двуединство). Этика театра.
Раздел 1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о технике и
интонационной выразительности. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии
речевой выразительности (скороговорки, чистоговорки, «лепка фраз» заданной интонации и т.д.).
Раздел 2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца.
Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие
навыков и приемов сценической пластики: Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в
Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и
воображение), «Перетягивание веревки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи»
(на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпа и ритма),
«Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» ( на внимание и быстроту реакции),
«Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и
воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные
ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и
раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса
малой группы),
Раздел 3. Актерское мастерство.
Артистическая техника. Необходимость постоянного тренинга актерской техники Составные
части артистической техники. Элементы сценического действия. Настройка к действию.
Необходимость мобилизации всех органов чувств, внутренняя собранность, организованность,
8

чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действия.
Преодоление мышечных зажимов. Мышечная свобода - важнейшее условие создания творческого
самочувствия актера Необходимость «мышечного контролера». Преодоление неблагоприятных
сценических условий. Необходимость отвлекаться от зрителей, увлекаясь на сцене конкретным
действием. Овладение «публичным одиночеством». Логика поведения. Повторность действия на
сцене; «повторять не повторяясь» Восприятие и наблюдательность. Разница восприятия в жизни и
на сцене. Необходимость внимания и его тренировка. Четыре круга внимания. Внимание
непроизвольное, произвольное, творческое. Наблюдение за поведением людей в различных
жизненных обстоятельствах. Память на ощущения. Тренировка памяти на ранее испытанные
чувства - материал, питающий творчество актера. Зрительный ряд. Шумовой звукоряд. Память на
запахи вкусовые ощущения. Умение описать словами. Действие в условиях вымысла. Действие и
его имитация. Подлинное действие в вымышленных обстоятельствах. «Если бы,. » Оправдание
любого действия вымыслом. Предлагаемые обстоятельства. Развитие артистической смелости и
непосредственности. Развитие чувства правды и веры, внутренней творческой свободы, смелости,
решительности н непосредственности выполнении сценических задач. Действие с воображаемыми
предметами. (ПФД) Тренировка таких элементов органического творчества как
сосредоточенность, воображение наблюдательности, память на отпущения, логика и
последовательность простейших действий в работе с воображаемыми предметами Взаимодействие
с партнером. Логика бессловесных действий. Взаимодействие партнером - основной вид
сценического действия. «Игра на публику», «игра для себя», «игра для партнера». Разница
общения в жизни и на сцене. Восприятие. Восприятие - необходимый элемент для непрерывности
общения.
Раздел 4. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям.
Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями ролей, работа над
коллективными мизансценами. Построение мизансцен, работа с подгруппами и индивидуальная
работа с исполнителями ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной
выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного образа спектакля.
Репетиция в условиях, приближенных с сценическим. Репетиция на сцене (с фонограммой, с
элементами декораций и реквизитом и т.д.). Сводная репетиция на сцене – соединение всех видов
сценической работы. Индивидуальная работа. Генеральная репетиция – прогон спектакля,
просмотр композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа Показ
сценического представления. Анализ работы.

9

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тематическое планирование
Количество часов
№
п/п
1.

2.

Разделы, темы

Рабочая программа

2

2

10

10

14

14

28

28

48

48

102

102

Вводное занятие

Раздел 1. Техника и интонационная
выразительность речи.

3.

Раздел 2. Основы сценической
пластики, сценического движения и
сценического танца.

4.

Раздел 3 Актерское мастерство

5.

Авторская программа

Раздел 4. Работа по постановке
спектакля.
Всего за год:

10

Условия реализации программы
Условия реализации программы
Программа

построена

на

принципах

разноуровневости,

вариативности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей,
что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и
возможностям каждого ребѐнка в творческом развитии.
Принципы дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
-принцип систематичности и последовательности в практическом овладении
основами театральной культуры;
- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение
теоретического и практического материала;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения,
показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При освоении программы соблюдаются требования преемственности
усвоения материала внутри разделов, прослеживаются межпредметные связи
с другими образовательными областями. Важнейшие педагогические
принципы постепенности и последовательности требуют от педагога
применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки
личностных данных уровня их подготовки.
Применение личностно-ориентированных технологий (игровые,
проблемное обучение, деятельностный подход), ИКТ способствует
достижению эффективности освоения программы.

11

Формы аттестации
Формы контроля: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ
просмотренного, презентация, консультация.
Формой подведения итогов реализации программы является
индивидуальная работа обучающихся над созданием сценических образов,
показы миниспектаклей .
Аттестационным материалом для учащегося является тестирование,
а также защита миниспектакля.
Наряду с лекционными формами применяются тренинги, этюды,
ролевые игры, творческие задания, публичные выступления:
театрализованные представления, миниспектакли. Занятия проводятся
коллективно, по группам и индивидуально. Наиболее
являются

те

занятия,

которые

сочетают

в

продуктивными
себе тренинг (не более

10-15 минут) и практическую деятельность, связанную с репетицией
театральной постановки.
Участие в работе над театральной постановкой позволяет формировать
у обучающихся умения анализировать и оценивать человеческие
взаимоотношения, конфликты, в разрешении которых важны не только
правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт
проведения работы над театральной постановкой показывает, что они
способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют
развитию уверенности в себе, творческому развитию.
Защита творческих заданий (этюдов) проводится с целью
развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстрои
аргументировано). Данная форма формирует навыки открытого общенияи
умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование - реализуются с целью
создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации
12

творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на
определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу
нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает
игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри
творческого объединения направлен на самопознание себя путем сравнения
себя и сверстника. Результативность участия в конкурсах позволяет
реализовать «ситуацию успеха».
Театральная постановка (этюд, миниспектакль, театралтизованное
представление) - основное средство сплочения коллектива, совместная
организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. Она
ориентирована на получение результата своего труда.

13

Список литературы
Для обучающихся
1. Ю.Алянский «Азбука театра». Л. Детская литература., 1990
2.
Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель 2002
Для педагога
1. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.,
Просвещение 1995.
2. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы»М.,
Просвещение 1995
3. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу вмир
искусства» М., Искусство.
4. Н.Абалкин «Рассказы о театре» М., Молодая гвардия
5. Никитина А., Тюханова Е. Интегрированный курс «Театр» Методич. пособие –
М. Авангард, 1995.
6. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI
классов. Программы, рекомендации, упражнения. НИИ ХВ-М, 1992.
7. Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота – подросткам. – М. Просвещение,
1994.
8. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей
средствами театра. – М. ВЦХТ, 1998. «Я вхожу в мир искусств», №3, 1998.
9. Профессия – режиссер. А.М.Нахимовский. Как создать в школе театральное
действие от А до Я. «Я вхожу в мир искусств», №12, 1999.
10. Корогодский З. Этюд и школа. – М.: Сов.Россия, 1975 (Б-чта «В помощь худож.
самод.)
11. Васильева Т. Упражнения по дикции. Учеб.пос. – М.: ГИТИС, 1988.
12. Чарелли Э. Учитесь говорить. – М., 1985.
13. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:
Баласс, 2008.
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. т 8. М., 1954.

14

Приложение 1
Методика экспресс-диагностики направленности личности МЭДНАЛ (Б.Басс –
В.Смейкал и М.Кучер; адаптация В.Черны, Т.Колларик), дается в редакции Центра
профориентации и трудоустройства МГОУ
Данная анкета позволяет узнать о некоторых особенностях отношения к себе, к другим
людям и выполняемой деятельности, что важно не только для правильного выбора профессии и
продуктивного обучения по специальности, но и для дальнейшего успешного профессионального
становления и развития.
Дорогие ребята! Прежде, чем Вы приступите к работе над тестом, предлагаем Вам
распечатать Лист ответов или перечертить его себе.
Лист ответов
№
И

ОТВЕТ

нстр

1

А

В

Б

укци

2

Б

В

А

3

А

В

Б

ый

4

А

Б

В

вопр

5

Б

А

В

ос

6

В

А

Б

7

Б

В

А

ы

8

В

Б

А

три

9

В

А

Б

я: На
кажд

возм
ожн

ответ

10
В
Б
А
а, обозначенные буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот, который более всего выражает ваше
мнение, наиболее ценен для вас, больше всего соответствует действительности. В бланке ответов
обведите кружком соответствующую букву у номера вопроса, на который вы даете ответ. Не
пропускайте ни одного вопроса и помните, что ответ, возникший первым, обычно бывает самым
точным.
ОПРОСНИК
1.Больше всего удовлетворения в жизни мне дает:
А – оценка работы;
15

Б – сознание того, что работа выполнена хорошо;
В – сознание, что находишься среди друзей.
2.Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А – тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б – известным игроком;
В – выбранным капитаном команды.
3.Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – имеют индивидуальный подход;
Б – увлечены своим предметом и стремятся вызвать у учащихся интерес к нему;
В – создают атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.
4.Учащиеся считают самым плохим таких преподавателей, которые:
А – не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;
Б – вызывают у всех дух соперничества;
В – производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5.Я рад, что мои друзья:
А – помогают другим, когда для этого представляется случай;
Б – всегда верны и надежны;
В – интеллигентны и у них широкие интересы.
6.Лучшими друзьями я считаю тех:
А – с которыми хорошо складываются отношения;
Б – которые могут больше, чем я;
В – на которых можно надеяться.
7.Я хотел бы стать известным, как те:
А – кто добился жизненного успеха;
Б – кто может сильно любить;
В – кто отличается дружелюбием и добропорядочностью.
8.Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А – научным работником;
Б – начальником отдела;
В – опытным летчиком.
9.Когда я был ребенком, я любил:
А – играть с друзьями;
Б – успехи в делах;
В – когда меня хвалили.

16

10.Больше всего мне не нравится, когда я:
А – встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;
Б – когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
В – когда меня критикует мой начальник.
11.Основная роль школы должна заключаться в:
А – подготовке учеников к работе по специальности;
Б – развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
В – воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12.Мне не нравятся коллективы, в которых:
А – недемократическая система;
Б – человек теряет индивидуальность;
В – невозможно проявить собственную инициативу.
13.Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А – для общения с друзьями;
Б – для любимых дела и самообразования;
В – для беспечного отдыха.
14.Мне кажется, что я способен достичь максимальных успехов, когда:
А – работаю с симпатичными людьми;
Б – выполняю работу, которая меня удовлетворяет;
В – мои усилия достаточно вознаграждены.
15.Я люблю, когда:
А – другие меня ценят;
Б – чувствую удовлетворение от выполненной работы;
В – приятно провожу время с друзьями.
16.Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А – отметили дело, которое я выполнил;
Б – похвалили меня за мою работу;
В – сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17.Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
А – имел ко мне индивидуальный подход;
Б – стимулировал меня на более интенсивный труд;
В – вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
Приложение 2.
Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Актерское мастерство» (из
программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
• Картинки из спичек
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему
вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует
17

отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и,
благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего
проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя
более раскованно.
• Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на
спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано»
у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение
обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его
остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра
нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен
тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих
малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не
сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна
осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
• Рисунки на заборе
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса)
воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том,
что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на
предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности
негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его
критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень
важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и
«коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
• Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается
наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях
своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче
ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его
художественная фантазия.
• Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот»,
исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно
сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а
были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к
примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями
самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот
должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.
Приложение 3
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной
школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков
• Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы

И Э А О У Ы
18

И Э А О У Ы
•

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на
каждом звуке.
Вопрос

Ответ

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

Тренинг согласных звуков
Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий
выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л]
– руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р]
– руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
• Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ!
ЖЖЖЖ
Ж…Ж…
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ!
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
ТОП.
ЖЖЖЖ
ТОП – ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!! ШМЯК.
•

19

И СТАЛО ТИХО.
Приложение 4
Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)
• Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
•

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

•

У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.

•

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

•

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

20

21

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на первый год обучения
месяцы
Недели
обучения
контроль

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего всего
недель часов
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 34
102
2

2

Всего
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
часов
Практика - - 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2

102

Теория

8

2 2 -

-

-

1 -

-

-

-

-

-

-

-

1 -

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1 1

64

22

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.
2.

3.
4-5

Тема занятия

Колво
часов

Вводное занятие. 2 часа
1
Театр как вид искусства.

Дата
По
плану

По
факту

Примечан
ие

01.09

1
06.09
Специфика театра. Специфика актерского
искусства (двуединство).Этика театра.
Раздел 1. Техника и интонационная выразительность речи. 10 часов
Что такое сценическая речь.

1

07.09

08.09
13.09
6-7
14.09
Дыхание и голос
2
15.09
8-9
20.09
Орфоэпия. Работа со словарем.
2
21.09
10-12
22.09
Дикция
3
27.09
28.09
Раздел 2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца.
14 часов
13.
29.09
ОФП. Развитие гибкости и подвижности.
1
Техника речи. Рождение звука.

14-15 Исправление осанки и походки.
16 Развитие внимания и координации.

2

2
1

04.10
05.10
06.10

17-18 Воспитание ритмичности.

2

19 Элементы акробатики.

1

11.10
12.10
13.10

20 Сценическое падение.

1

18.10

21 Изучение строения собственного лица. Грим.

1

19.10
20.10
25.10
26.10
27.10
08.11

22-23

Освоение первоначальных приемов гримировки

2

24-26

Гримировка отдельных частей лица.

3

27-29

Артистическая техника. Элементы сценического
действия

Раздел 3 Актерское мастерство 28 часов
3

09.11
10.11
15.11
23

30-31

16.11
17.11
22.11

Настройка к действию.

2

Преодоление мышечных Зажимов.

1

Преодоление неблагоприятных сценических
условий.

2

23.11
24.11

Восприятие и наблюдательность.

1

29.11

36-37

Память на ощущения.

2

38-41

Действие в условиях вымысла.

4

42-43

Развитие артистической смелости и
непосредственности.

2

30.11
01.12
06.12
07.12
08.12
13.12
14.12
15.12

44-46

Действие с воображаемыми предметами

3

47-48

Взаимодействие с партнером. Логика
бессловесных действий

2

49-50

Ориентировка. Оценка.

2

51-52

Привлечение внимания

2

53-54

Воздействие на зрителя.

2

32
33-34
35

20.12
21.12
22.12
27.12
28.12
29.12
10.01
11.01
12.01
17.01
18.01

Раздел 4. Работа по постановке спектакля. 48 часов
55-56

Знакомство с пьесой. Чтение по ролям.

2

57-62

Отработка чтения каждой роли.

6

63-66

Заучивание текста наизусть.

4

67-79

Этюды – импровизации на событие пьесы (у
каждого персонажа свои линии действия)

13

19.01
24.01
25.01
26.01
31.01
01.02
02.02
07.02
08.02
09.02
14.02
15.02
16.02
21.02
22.02
28.02
01.03
02.03
24

80-81

Звуковое оформление спектакля.

2

82-89

Подготовка декораций, оформление сцены.

8

90100

Репетиция.

11

101102

Показ спектакля. Обсуждение.

2

Итого

102ч

07.03
14.03
15.03
16.03
28.03
29.03
30.03
04.04
05.04
06.04
11.04
12.04
13.04
18.04
19.04
20.04
25.04
26.04
27.04
02.05
03.05
04.05
10.05
11.05
16.05
17.05
18.05
23.05
24.05
25.05

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».