Музыка 1В

Рабочая программа по музыке разработана на основе примерной рабочей программы
начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
1.
Федеральный уровень:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями).
1.2. П
р
и
1.3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.04.2021 №115 «Об
к
утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
а
образовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
з
общего
и среднего общего образования».
1.4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
М утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
«Об
и
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
н
https://base.garant.ru/75093644/.
и
1.5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01 2021 №2
с«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
ттребования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
еобитания». https://base.garant.ru/400274954/.
р
1.6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
содобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
т18.03.2022 протокол №1/22. (Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
вhttps://fgosreestr.ru).
а
1.7. Примерные рабочие программы начального общего образования (по всем предметам
обязательной части учебного плана) https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm.
п
1.8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 «Об
р
утверждении
порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего,
о
основного
общего и среднего общего образования». https://base.garant.ru/74626876/.
с
в
2.
Региональный уровень:
е
2.1.
Закон
Республики
Крым
от
06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
щ
Крым».
е
2.2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021
н
№1018
«Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных
и
организациях
Республики Крым».
я
2.3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 10.12.2021
№1951
«Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по методическому сопровождению
Р
введения
в образовательный процесс новых федеральных образовательных стандартов начального
о
общего
и основного общего образования на 2022 год».
с
2.4.
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022
с
№2017/01-14
«Методические
рекомендации
по
формированию
учебных
планов
и
общеобразовательных
организаций
Республики
Крым
на
2022/2023
учебный
год».
й
2.5. Учебный план МБОУ «Гурзуфская СШ» на 2022/2023 учебный год, утвержденный
с
приказом
№ 225/1 от 31.08.2022 г.
к
2.6.
Положение о рабочей программе МБОУ Гурзуфская СШ»
о
й
Ф
е
д
е
р
а
ц

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника – как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии
проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства:
фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой
музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой
освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на
доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе
активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений,
фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и
исполнителей,специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не
является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей,
проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе,
другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В.
Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения (В.В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для
формирования мировоззрения ребёнка опосредованным не директивным путём. Поэтому ключевым
моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе
такие качества,как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых
национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности
вцелом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит
игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов
и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и
театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательнойсферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения

музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1.
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в
искусстве.
2.
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия сприродой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3.
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение
к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4.
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и
продуктивного воображения.
5.
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, втом числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение
(элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное
моделирование и др.);д) Исследовательские и творческие проекты.
6.
Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая
природа музыки,основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7.
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8.
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре другихстран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
являетсяобязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой
дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и
образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3
«Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33
часов (не менее 1 часа в неделю).В программе I классов два раздела: «Музыка вокруг нас», «Музыка
и ты». На изучение предмета отводится 1 ч в неделю – 33 ч в год.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации
на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ
и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я»
как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего
поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Учащийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной
организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;
5


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения
задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
6


устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.
Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
7


адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой
деятельности:

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;

формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и стилей;

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Учащийся получит возможность научиться

открытого и эмоционального выражения отношения к искусству, проявления эстетических и
художественных предпочтений, позитивной самооценки;

воплощения музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на
элементарных детских музыкальных инструментах;

собственного творческого потенциала, применяя музыкальные знания и представления о
музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

понимания роли музыки в жизни человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
8

своего идругих народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельностьв познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые
приизучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
 сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому
признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения,
исполнительские составыи др.);
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителемалгоритма;
 выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения,делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
 на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально- исполнительских навыков;
 с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
 сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть —
целое,
 причина — следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
9

 прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
 анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с
учебной задачей;
 анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
 воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
 выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
 передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
 осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
 Вербальная коммуникация:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные
выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
 переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
10

Самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок.
 Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального
душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке какважному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с
интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
 сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
 осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать
свой выбор;
 имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в
различных смежных видах искусства;
 с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к
расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы
поучебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
 исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
 воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением), декламационность, эпос (связь со словом);
 осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
 определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
 определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать
народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
 ударные, струнные;
 определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому
или народному творчеству;
 различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов —
народных и академических;
 создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной
песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной,
11

танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
 классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
 различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
 различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и
различия музыкальных и речевых интонаций;
 различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
 понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться
в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические
рисунки;
 исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
 различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
 различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и
называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторовклассиков;
 различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
 исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции
и чувства,
 вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
 характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
 соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе
сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
 определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать её жизненное предназначение;
 исполнять доступные образцы духовной музыки;
 уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной
традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
 различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
 струнных, ударно-шумовых инструментов;
 различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных
традиций и жанров);
 различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять
и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
 определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
12

 различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на
слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
 различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
 отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в
творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец,
художник и др.
В соответствии с утвержденной Рабочей программой воспитания МБОУ «Гурзуфская СШ»
использовать в ходе проведения уроков следующие мероприятия календарного плана
воспитательной работы на 2022 – 2023 учебный год, утвержденный Министерством просвещения
Российской Федерации 10.07.2022г №ДГ-120/06 ВН
Календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год
2022 год — Год народного искусства и нематериального культурного наследия России;
2022 год — 350-летие со дня рождения Петра I;
2023 год — Год педагога и наставника
1 сентября
3 сентября
7 сентября
8 сентября
17 сентября
27 сентября
1 октября
5 октября
16 октября
25 октября
4 ноября
8 ноября
20 ноября
27 ноября
30 ноября
3 декабря
5 декабря
8 декабря
9 декабря
12 декабря
25 декабря
25 января
27 января

День знаний
День окончания Второй мировой войны День солидарности в борьбе с
терроризмом
210 лет со дня Бородинского сражения
Международный день распространения грамотности
165 лет со дня рождения русского ученого, писаля Константин Эдуардовича
Циолковского (1857-1935)
День работника дошкольного образования
Международный день пожилых людей
Международный день музыки
День учителя
День отца в России
Международный день школьных библиотек
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России
День начала Нюрнбергского процесса
День матери в России
День Государственного. Герба Российской Федерации
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День добровольца (волонтера) в России
Международный день художника
День Героев Отечества
День Конституции Российской Федерации
День принятия Федеральных конструкционных законов о Государственных
символах Российской Федерации
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста
13

2 февраля
8 февраля
15 февраля
21 февраля
23 февраля
3 марта
8 марта
18 марта
27 марта
12 апреля
19 апреля
22 апреля
27 апреля
1 мая
9 мая
19 мая
24 мая
l июня
6 июня
12 июня
22 июня
27 июня
8 июля
30 июля
12 августа
22 августа
23 августа
27 августа

80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской
Германии в 1943 году в Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Международный день родного языка
День защитника Отечества
200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР первого искусственного
спутника Земли
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
Всемирный день Земли
День российского парламентаризма
Праздник Весны и Труда
День Победы
День детских общественных организаций России
День славянской письменности и культуры
День защиты детей
День русского языка
День России
День памяти и скорби
День Молодежи
День семьи, любви и верности
День Военно-морского флота
День физкультурника
День государственного флага Российской Федерации
80 лет со дня победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском
в 1943 году
День российского кино

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Музыкальная грамота» (5 часов)
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы,
бемоли, бекары).
Модуль «Музыка в жизни человека» (9 часов)
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
14

Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «Народная музыка России» (7 часов)
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и
легендыо музыке и музыкантах
Модуль «Классическая музыка» (8 часов)
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш
Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейтыв
сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль «Духовная музыка» (1 час)
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.
Модуль «Музыка народов мира» (1 час)
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль «Музыка театра и кино» (2 часа)
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название модуля (главы)
Модуль «Музыкальная грамота»
Модуль «Музыка в жизни человека»
Модуль «Народная музыка России»
Модуль «Классическая музыка»
Модуль «Духовная музыка»
Модуль «Музыка народов мира»
Модуль «Музыка театра и кино»
ИТОГО

Кол-во часов по
программе
5
9
7
8
1
1
2
33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока

Тема урока (раздела)

Колво
часов

Дата
проведения
урока

ЭОР

По
По
плану факту

1.

Красота и вдохновение.

1

02.09

http://bi2o2t.ru/train
ing/sub

2.

Хоровод муз.

1

09.09

https://www.solovey
center.pro/

3.

Повсюду музыка слышна.

1

16.09

https://www.klass39.
ru/klassnye-resursy/

4.

Душа музыки - мелодия.

1

23.09

https://www.uchportal
.ru/load/47-2-2

5.

Музыка осени.

1

30.09

http://schoolcollection.edu.ru/

6.

«Азбука, азбука каждомунужна…».

1

07.10

http://umrazum.ru/load/ucheb
nye_prezentacii/nach
alnaja_shkola/

7.

Музыкальная азбука

1

14.10

http://internet.chgk.inf
o/

8.

Ритм.

1

21.10

http://www.vbg.ru/~k
vint/im.htm

9.

Музыкальная страна. Обобщающий
урок 1 четверти.

1

28.10

http://www.creatin
gmusic.com/

10.

Музыкальные инструменты.

1

11.11

http://music.edu.ru/
http://kvint.vbg.ru/ind
ex1.html

11.

«Садко». Из русского былинного
сказа.

1

18.11

http://bi2o2t.ru/train
ing/sub

12.

Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.

1

25.11

https://www.solovey
center.pro/

13.

Разыграй песню.

1

02.12

https://www.klass39.
ru/klassnye-resursy/

14.

Пришло Рождество, начинается
торжество.

1

09.12

https://www.uchportal
.ru/load/47-2-2

15.

Родной обычай старины.

1

16.12

http://schoolcollection.edu.ru/

16.

Добрый праздник среди зимы.
Обобщающий урок 2 четверти.

1

23.12

http://umrazum.ru/load/ucheb

nye_prezentacii/nach
alnaja_shkola/
17.

Край, в котором ты живешь.

1

30.12

http://internet.chgk.inf
o/

18.

Поэт, художник, композитор.

1

13.01

http://www.vbg.ru/~k
vint/im.htm

19.

Музыка утра.

1

20.01

http://www.creatin
gmusic.com/

20.

Музыка вечера.

1

27.01

http://music.edu.ru/
http://kvint.vbg.ru/ind
ex1.html

21.

Музыкальные портреты.

1

03.02

http://bi2o2t.ru/train
ing/sub

22.

Разыграй сказку.

1

10.02

https://www.solovey
center.pro/

23.

Музы не молчали.

1

17.02

https://www.klass39.
ru/klassnye-resursy/

24.

Мамин праздник.

1

03.03

https://www.uchportal
.ru/load/47-2-2

25.

Что мы знаем о музыкальнойстране?
Обобщающий урок 3четверти.

1

10.03

http://schoolcollection.edu.ru/

17.03

http://umrazum.ru/load/ucheb
nye_prezentacii/nach
alnaja_shkola/

26.

У каждого свой музыкальный
инструмент.

27.

Музыкальные инструменты.
«Чудесная лютня» (по алжирской
сказке).

1

31.03

28.

Звучащие картины. Музыкальная
азбука.

1

07.04

http://www.vbg.ru/~k
vint/im.htm

29.

Музыкальные инструменты
(фортепиано).

1

14.04

http://www.creatin
gmusic.com/

30.

Музыка в цирке.

1

28.04

http://music.edu.ru/
http://kvint.vbg.ru/ind
ex1.html

31.

Дом, который звучит. Оперы-сказки.

1

05.05

http://www.vbg.ru/~k
vint/im.htm

32.

Ничего на свете лучше нету...
Обобщающий урок 4 четверти.

1

12.05

http://www.creatin
gmusic.com/

33.

В мире звуков. Заключительный
урок-концерт.

19.05

http://music.edu.ru/
http://kvint.vbg.ru/ind
ex1.html

1

1

http://internet.chgk.inf
o/

18

Общее количество часов по программе

33

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».